среда, июня 25

Сам в Черногорию

Недели, проведенные в Черногории, оставили неизгладимый след в душе. Как же там красиво!!! А какой там воздух! Ну все по порядку.

Моей подруге предложили отдохнуть в Черногории в частном секторе. Меня прихватили за компанию. Местечко называется Биела (Bijela), это в Боко-Которской бухте. До Герцег-Нови минут 15 на машине. Состав отдыхающих таков: подруга с сыном (1,4), ее мама, и я.

Прилетели мы в Тиват. Далее на такси, доехали до парома, загрузились и через считанные минуты оказались на другой стороне. А уж там минут 5 и мы так сказать дома. Расположились мы на первом этаже 3-х этажного дома. Фактически это был второй этаж, т.к. первый занимали гаражи. Местечко живописное. Деревушка. По утрам пели петухи, по соседству паслись бараны, корова. Запахи иногда проносились соответствующие. Ну прямо как на деревне у бабушки, только с видом на море. Местные жители очень дружелюбные. Мы не успели приехать, а нас уже на кофе приглашают. За пару дней перезнакомились почти со всеми. У них у каждого около дома сидит инжир, виноград, киви, гранат и т.п. вкусности. Я первый раз попробовала инжир. Вкус просто супер! Нас постоянно им угощали. Соседи сверху приносили зеленый инжир, а соседи снизу фиолетовый. Но т.к. наши аппетиты росли, и нам просто стало уже неудобно поедать такое количество, да еще даром, то мы его стали покупать. По 2 евро килограмм, как на рынке. В отличие от рыночного, наш срывали прямо при тебе с дерева. Свежак! Фиолетовый нам понравился больше, у него более сладкий, выраженный вкус.

Погода

В первую неделю пребывания было два дождливых дня и немного прохладно. Мы еще все переживали, что не взяли с собой теплые вещи. Но вот потом….мы нисколько об этом не жалели, т.к. погода наладилась, даже я бы сказала через чур, последние дни были просто невыносимы. Было ну очень жарко + влажность. Складывалось впечатление, что ты сейчас растаешь. И вечером ситуация нисколько не менялась. Нас еще угораздило в эти дни выезжать на променад. Это кошмар.

На счет воды

Перед поездкой перелопатили кучу отзывов. Вывод: отключение воды происходит только в курортных местах, а нам это не грозит - у нас то деревня! Ага! Не тут-то было! Первые пять дней все работало стабильно, но вот потом, перебои были каждый день, причем иногда, аж по два раза. Отсутствие воды могло продолжаться от 6 до 12 часов. Но умные хозяева установили в доме накопитель воды!!! Спасибо им за это Большое! Придя домой, и не обнаружив воды, мы просто включали пару кнопочек и появлялась живительная влага. Как мы поняли, такие штуки были и у некоторых местных жителей. Если бы не этот накопитель (или как он там называется?!), то нам бы пришлось тяжко.

Питание

У нас была большая кухня, оснащенная всем необходимым, поэтому готовили мы сами. К тому же кормежки для маленького ребенка в ресторанах и кафе особо и не было в меню, разве что омлет. Мы покупали фрукты и овощи в немереных количествах. Брали где-то по два кг помидор, огурцов, перца, зел.фасоли, капусты, салата, черешни(просто бесподобна), нектаринов, груш, яблок, бананов, слив, а также немного лука, чеснока. За все это отдавали 20 евро. Конкретно цены на все продукты не помню, запомнилась что черешня - 3 евро, бананы - 0,80 евро. Цены на рынке в Герцег-Нови дороже. Для примера, все та же черешня, стоила там 5-6 евро, бананы около двух. Мы покупали все у себя в Биеле. Также два раза отоваривались по дороге в Тиват, немного не доезжая до аэропорта, справа там что то типа стоянки. Друг напротив друга стоят две машины, у них большой выбор. Там есть два милых дяденьки. Они нам и пакеты до машины донесут, погрузят, завяжут, чтобы не рассыпалось, да еще напоследок, то дыню подарят, то нектарины. Приятно! :) Мясо покупали в магазине. Рыбу видели только на рынке в Г-Н. Выбор хороший, но дорого. Хлеб продается в Пекарах. Очень вкусный, ароматный + всевозможные булочки. Ням, ням!!! С задачей похудеть, мы не справились. :)

Нам очень понравились магазины Panto. Если ехать от нас в сторону Герцег-Нови, будет населенный пункт Zelenika. Там находится Panto Cash & Carry. Этакий мини Ашан. Там есть все, и еда, и посуда, и косметика, всякие бытовые штуки и т.д. и т.п. Позабавили огромнейшие банки с оливками, зел.горошком и грибами.

Очень вкусная молочка. Ребенок уплетал за обе щеки. Да и мы тоже.

Пробовали боровницу. Понравилась. Это морс из черники. Морс из ежевики тоже хорош.

Вино покупали только Vranac, причем преимущественно 2007 года, как то оно нам больше понравилось. Бутылка (только 2007 год) закрыта пивной крышкой. Забавно! В отзывах советовали покупать завода Плантаж. Мы так и поступили. Белое Krstac тоже хорошее. Хотя в одном ресторане нам сказали, что в Черногории хорошие вина только красные, а былое извольте, закажите итал. или французское. Ну не знаю, Krstac прекрасное вино. Может это был банальный развод?! Также пробовали ежевичное Kupinovo. Пьется как компотик, там алкоголя то 4%. Приятное. Соседи угощали домашней вишневой наливкой – ну очень вкусно. Водка виноградная не понравилась, ощущение такое, что пьешь спирт.

Оценили Пиво Niksicko. Единственное, в магазинах нам его отказывались продавать в бутылках, мол, берите в банках. Мы так поняли, что оно выпивается тут же, а тара сдается.

Естественно отведали пршут и негушский сыр. Вкуснотища!!!

По поводу чая и кофе были осведомлены, поэтому все привезли с собой. Кофе в принципе продавался. Но вкус странный. А вот чая действительно нет (ни черного, ни зеленого), только какие-то сборы ромашки и еще кучи каких-то цветочков, листочков.

Мы также привезли с собой все крупы. Кашку-малашку ребетенку варить. И не прогадали. Такой крупы как гречка, у них и в помине нет. Манку, пшено тоже не видели. Есть рис, да овсяные хлопья.

Рестораны

Посещали кафешки и рестораны везде где только были. В Будве кушали в Моцарте. Пицца супер. Очень милые мальчики официанты. Вообще в Будве полно всевозможных симпатичных кафешек и ресторанов. Выбирай – не хочу.

Были в Старом Млини. Как то нам не очень понравилось. Красиво – да, но вот счет на четверых в 200 евро не порадовал. Мы особо ничего и не заказывали, да еще и без спиртного. По московским меркам это нормально, но по местным - это дорого.

А вот ресторан Чатовичи Млини приятно удивил. Вычитали про него из отзывов. К тому же он расположен в Боке, в местечке Morinj, почти рядом с нами, минут 10 на машине. Но нашли мы его не сразу. У них такой невзрачный указатель – стрелка на весь плакат, но выделена тонкой блеклой линией, а внутри этой стрелки изображена рыба. Если ехать со стороны Г-Н, то указатель расположен справа, свернуть надо налево, далее ищите такой же блекленький указатель и еще раз поверните, а потом уже увидите территорию ресторана и стоянку.

Если сравнивать со Старым Млини, то здесь красивее и готовят намного вкусней. Порции большие. Мы заказывали одну на двоих, троих. Так хоть можно попробовать несколько блюд. Одно блюдо, самому можно и не осилить. Хотя, смотря, что заказывать. Вообщем, смотрите в меню ск-ко в гр., и спрашивайте у официанта. Русский они понимают и сносно говорят. В меню, кстати, тоже по-русски написано. Но некоторые названия написаны так, что мы либо смотрели анг. вариант, либо мучили официанта расспросами. Советую попробовать ризотто с морепродуктами – ну очень вкусно. Черный ризотто тоже неплохой, но суховат. Бузара с морепродуктами - это всевозможные ракушки плавают в томатном бульончике. Вкуснятина! Такое же блюдо в Старом Млини и в подметки не годится. Вечером в ресторане особо красиво. Очень приятная музыка. Были там два раза. Первый раз счет составил110 евро (30 итал. вино), второй раз 60 евро без спиртного. В первое посещение приехали часов в 9 вечера. Сели с края от воды, пока делали заказ, стемнело. Сидим, кушаем, наслаждаемся, и тут слышим какую-то возню в прудике. Оказывается, это подплыли утки (довольно упитанные). Эти хитрюги пристроились около нас и стали клянчить еду. В итоге мы скормили им весь хлеб со стола. Вообщем, приятный ресторан!

Еще были в рыбном ресторане в Игало. Вот здесь воспоминания не очень! Не помню, как он назывался, там при входе висит скафандр водолаза. Жуткое зрелище. С ним еще все заходят фоткаются. Фу! А по центру ресторана еще несколько таких же утопленников к дереву прикручено. Зашли только потому, что ребенок стрескал все взятые с собой фрукты, печенье, сок и требовал продолжения банкета. Прошлось зайти в этот ресторан, здесь-то он рыбу с гарниром (к рыбным блюдам подается вареная картошка и шпинат) может поесть, а в остальных заведениях ничего подходящего для ребенка мы не нашли. Заказ мы ждали минут 50. За это время мы сто раз дошли бы до парковки, сели в машину и приехали домой. Жара, духота, ребенок стал капризничать. В итоге: когда принесли заказ, ребенка уже было не успокоить, и мы попросили все упаковать с собой. Единственное неприятное воспоминание из поездки - Этот ресторан. Эти скафандры надолго врезались в память.

Пляж

Обследовав все в округе, выбрали пляж Meljine. Это от нас минут 10 на машине в сторону Г-Н. Все остальное вблизи нас и пляжем то не назовешь - 1,5 метра гальки возле дороги.

Пляж Meljine: песок(довольно крупный, я бы даже сказала, что это мелкие камушки) + галька. В принципе нормально. Ребетенку надевали носочки, т.к босиком все-таки больновато(и горячо и камни тоже вызывали дискомфорт), а в ботиночках ноги натирал. Море наичистейшее. Рыбки плавают. Но когда вечером был сильный ветер, то с утра стабильно проплывали, то тут, то там: водоросли, цветки граната, листики. На пляже русских видели только один раз. Все остальные либо местные, либо население соседних стран. Причем преимущественно это семьи с детьми. Детей на пляже очень много. Будто находишься в детском лагере.

Дети у них как культ поклонения. Ни разу не было такого, чтобы кто-нибудь прошел мимо и не посюсюкался с ребенком. Если он плакал, тут же подбегал народ и давай его веселить. После каждой прогулки, мы приходили домой то с мячом, то с игрушкой, то еще с какой-нибудь побрякушкой – это все были подарки. На детской площадке, если упал (свой, не свой – неважно. ребенок!), так его поднимут, отряхнут, умоют, успокоят, на качелях покачают, печеньем накормят. И такую заботу проявляют все, и женщины и мужчины, и стар и млад.

Поразило то, что почти все женщины на пляже курят, причем не переставая. Не скажу, что приятно находится в облаке дыма. Когда только приехали, все загорали на циновках, полотенцах, со своими зонтиками, лежаков не наблюдалось. Но через недельку, придя на пляж, мы его не узнали – все заставили лежаками, а для циновок оставили участок слева, не маленький, но и не большой. Если прийти туда к 9 часам, то можно место и не найти. Мы появлялись на пляже около 8, а уезжали в 11-12. Такой режим нам установил ребенок. Но это и хорошо, потому-то мы и на пляже были фактически первые, и располагались где хотели, и солнце в этот период не такое активное. Пара лежаков стоила 4 евро + 1 евро зонт. Нам не было смысла их брать, т.к. мы все время возились с ребенком. То куличики строили, то камни собирали, то кидали их в воду, то плавали, играли в мяч, времени прилечь, практически не было. После пляжа приезжали домой, быстренько кормили дитя и у нас наступал тихий час. В это время как раз была самая жара.

Дорога

Местные водители – это что-то. В Будве много красивых дорогих машин, чахоток почти нет. Там движение вроде нормальное. Но вот в нашей местности, сплошь и рядом ржавые ведра, а не машины. Автомобили до такой степени древние, что как они еще ездят не понятно. Все еле тащатся, даже если разрешено 80, будут ехать 40-50 (от новизны машины это не зависит). Хотя, несколько раз видели настоящих камикадзе. Кто кому уступает, тоже не понятно, просто все останавливаются, и ждут друг друга. Могут остановиться посередине дороги и мирненько беседовать с прохожим, оказавшимся другом, братом и т.п. И то что за ним уже колонна собралась, ему не важно. Самое интересное - никто не сигналит, не ругается, А ЗАЧЕМ?!!! Никто никуда не спешит.

У нас была реношка. Ездили мы везде сами. Но с ребенком особо не поездишь, поэтому во многие места не попали. Расстояния там крохотные, все довольно-таки близко друг от друга. Кратко расскажу, где были.

Проехали всю Боко-Которскую бухту. Очень красиво! Останавливаться и фотографировать можно через каждые 50-100 метров.

Будва. Поразила огромным скоплением народа. Если в старом городе еще нормально, много всевозможных кафешек, где можно спокойно посидеть, то что творилось вечером на набережной – это тихий ужас! Ты реально попадаешь в пробку из людей. Еще эта жара. Ближе к вечеру народа еще мало, все еще на пляже, но вот часов с 8, набережная превращается в гудящий людской поток. Можно приезжать гулять, заходить в сувенирные лавки, но ЖИТЬ в Будве….сомнительное удовольствие. Конечно же все люди разные, может кому и нравиться вся эта движуха.

Петровац. Особо смотреть нечего. Пляж битком. Шум, гам. Народа полно! Т.к им там и пойти то особо не куда, то я представляю, что твориться на набережной вечером. Понравились сувенирные магазинчики. Цены на всякие там ракушки дешевле, чем в Г-Н.

Герцег-Нови не плохой. Тоже в наличии всевозможные магазины. На набережной очень красиво. Но подниматься обратно в город сложновато. Чувствуешь себя горным барашком. Хотя, не исключено, что мы просто не туда пошли! :) Заходили в монастырь Савина. Кстати с нашего пляжа его видно, и периодически слышен звон колоколов. Возле монастыря красивая территория.

Игало – по мне так это мини Будва. Народу полно. Не пройти и не проехать. Но если променад устроить не очень поздно вечером, то очень приятно прогуляться по набережной. Там полно магазинчиков, симпатичных кафешек.

Каждый раз, возвращаясь домой, мы были несказанно рады что живем в тишине, вдали от всего этого шума. Мы не старухи, нам по 26, но мы так устали здесь в Москве от всей этой суеты, что попав в такую красоту, хочется расслабиться и ничего не делать, только валяться на пляже, вечером сидеть на веранде, потягивать винцо и наслаждаться видами.

Аэропорт

В отзывах частенько встречала, что на обратном пути посадочное место не указывают, и народ ломиться быстрее занимать что поудобнее. Ну не знаю, нам все проставили. А вот в паспорте нет отметки о том, что ты улетел. Причем ее никому не поставили. А на той, которую ляпнули по прибытии, стрелочка, почему то налево. Насколько я знаю, при прилете направо, при отлете налево. А тут какая-то чепуха. Причем эта отметка у всех на разных страницах ляпается, и прямо по центру.

Duty free ну ооочень маленький. Особо не рассчитывайте, что вы там отоваритесь.Vranac там стоит 6 евро (2007 год, если не ошибаюсь) и 9 ( pro corde). Поэтому покупайте все «на воле» в магазинах, там он вам обойдется дешевле, да и выбор более солидный.

Ну вот и закончился отпуск, а уезжать ну совсем не хочется. Учитывая еще то, что мы небыли во многих местах ( как я уже писала, с ребенком особо не покатаешься). Ну ничего, это повод вернуться и насладиться страной в полном объеме! :)

Надеюсь, мой рассказ кому-нибудь пригодится. Всем удачного отдыха!